Рекомендации по созданию адаптивной образовательной среды для обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями в учреждении общего среднего образования

Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и поддержку.
Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:
1.     обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.
Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом учеников считает своим. В помещении  данного класса достаточно пространства и ученических парт, чтобы организовать индивидуальную рассадку детей. Место ребенка  можно обозначить табличкой с его именем и фамилией;
2.     Минимизировать количество раздражителей в классе.
3.     Рационально организовывать рабочее место учащегося.
Учащихся важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На рабочем месте ребенка (столе, парте) делается разметка: маркируются места размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки. Также можно использовать контрастную обводку или нарисовать контуры этих предметов. Выбор учебного места, где педагог занимается с ребенком или где ребенок занимается самостоятельно: стол, стул, которые соответствуют росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой посадке ребенка, находиться на уровни его груди). Поставить их необходимо так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, не отвлекался на предметы в комнате; с быстро отвлекающимся ребенком — имел трудности выхода из-за стола. Для удобства предметы размешаются в разных коробках, например, подготовленный к работе материал располагается слева от ребенка, выполненное задание – справа;каждое задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала.
Перед ребенком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход стимулирует самостоятельность ребенка, повышает его уверенность в себе и является значимым фактором в развитии ребенка. Помимо этого снижает тревожность ребенка, решает некоторые поведенческие проблемы.
       4.     Маркировать учебные принадлежности.
С помощью сигнальных опор маркируются учебники и соответствующие им тетради, например, маркерами оранжевого цвета обозначают учебники и тетради по математике, зеленого – по русскому языку и т.д. Аналогично можно маркировать необходимые разделы в учебниках, учебные принадлежности, мебель и др. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться и без внешней помощи организовывать свою деятельность.
5.     Разделять пространство на зоны по видам деятельности.
Помещения учреждения образования делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку детей в учреждении образования. В классе это могут быть следующие зоны: зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учащимся один на один, зона групповой игры. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок, а особенно ребенок с аутистическими нарушениями  понимал назначение данного участка пространства. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения учителя, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.
6.     Наглядно представлять последовательность событий вовремени.
Ребята с особенностями психофизического развития, особенно с аутистическими нарушениями нуждается в визуализации времени. Для того чтобы ребенок мог устанавливать причинно-следственныесвязи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в классе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной информации.
Визуализация организуется с помощью наглядно представленнойпоследовательности действий в виде расписания. Визуальное расписание часто используется как стратегия повышения предсказуемости и как альтернатива вербальным и письменным инструкциям. Если учащийся изначально знает, какие задания он будет выполнять, в какой последовательности, особенно когда более легкие и мотивационные задания следуют за более сложными, вероятность нежелательного поведения заметно уменьшается. Визуализированное расписание занятий помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
В учебном процессе используются различные индивидуальные расписания, которые могут охватывать как порядок действий учащегося в каждом конкретном занятии, так и основные события в течение дня (недели, месяца, года), происходящие с конкретным ребенком. Календарь поможет усвоить ребенку такие понятия как "вчера", "сегодня", "завтра", "день недели", "число", "месяц"; попутно будет способствовать развитию речи, элементарных математических навыков, пониманию окружающей ситуации.
7.     Усовершенствовать и визуализировать систему поощрений.

Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы и поможет ребятам приспособиться к
социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий