Рекомендации по созданию адаптивной образовательной среды для обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями в учреждении общего среднего образования
Адаптивная среда обучения – это именно
та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и
поддержку.
Для создания адаптивной образовательной
среды педагогу следует:
1.
обозначать
четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.
Для этого используют специально
приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или
маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся
понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение
стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает
видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом учеников считает
своим. В помещении данного класса
достаточно пространства и ученических парт, чтобы организовать индивидуальную
рассадку детей. Место ребенка можно
обозначить табличкой с его именем и фамилией;
2. Минимизировать количество раздражителей
в классе.
3. Рационально организовывать рабочее
место учащегося.
Учащихся важно приучать к порядку на
рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На
рабочем месте ребенка (столе, парте) делается разметка: маркируются места
размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки. Также можно использовать
контрастную обводку или нарисовать
контуры этих предметов. Выбор учебного
места, где педагог занимается с ребенком или где ребенок занимается самостоятельно: стол, стул, которые соответствуют
росту ребенка (ноги должны касаться пола всей ступней, крышка стола, при прямой
посадке ребенка, находиться на уровни его груди). Поставить их
необходимо так, чтобы занимаясь, ребенок не отвлекался: не мог смотреть в окно,
в коридор, не отвлекался на предметы в комнате; с быстро отвлекающимся ребенком — имел трудности выхода из-за стола. Для удобства предметы размешаются в
разных коробках, например, подготовленный к работе материал располагается слева
от ребенка, выполненное задание – справа;каждое
задание размещается в соответствующей коробке, например, при обучении
аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается
коробка для отработанного материала.
Перед ребенком стоят
задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход стимулирует
самостоятельность ребенка, повышает его уверенность в себе и является значимым
фактором в развитии ребенка. Помимо этого снижает тревожность ребенка, решает
некоторые поведенческие проблемы.
4.
Маркировать
учебные принадлежности.
С помощью сигнальных опор маркируются
учебники и соответствующие им тетради, например, маркерами оранжевого цвета обозначают
учебники и тетради по математике, зеленого – по русскому языку и т.д.
Аналогично можно маркировать необходимые разделы в учебниках, учебные
принадлежности, мебель и др. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться
и без внешней помощи организовывать свою деятельность.
5.
Разделять
пространство на зоны по видам деятельности.
Помещения учреждения образования
делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную,
игровую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами,
отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает
ориентировку детей в учреждении образования. В классе это могут быть следующие
зоны: зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учащимся один на один,
зона групповой игры. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы
ребенок, а особенно ребенок с аутистическими нарушениями понимал назначение данного участка
пространства. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок
может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной
перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы
ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так
называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации
нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения учителя,
переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место
успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает
тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.
6.
Наглядно
представлять последовательность событий вовремени.
Ребята с особенностями психофизического
развития, особенно с аутистическими нарушениями нуждается в визуализации времени.
Для того чтобы ребенок мог устанавливать причинно-следственныесвязи между
отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация
пространства в классе с применением зрительных опорных сигналов, которые
помогают детям сосредоточиться на актуальной информации.
Визуализация организуется с помощью
наглядно представленнойпоследовательности действий в виде расписания. Визуальное
расписание часто используется как стратегия повышения предсказуемости и как альтернатива
вербальным и письменным инструкциям. Если учащийся изначально знает, какие
задания он будет выполнять, в какой последовательности, особенно когда более
легкие и мотивационные задания следуют за более сложными, вероятность
нежелательного поведения заметно уменьшается. Визуализированное расписание занятий
помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к
другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после
окончания конкретной работы.
В учебном процессе используются
различные индивидуальные расписания, которые могут охватывать как порядок
действий учащегося в каждом конкретном занятии, так и основные события в
течение дня (недели, месяца, года), происходящие с конкретным ребенком. Календарь поможет
усвоить ребенку такие понятия как "вчера", "сегодня",
"завтра", "день недели", "число",
"месяц"; попутно будет способствовать развитию речи, элементарных математических навыков, пониманию
окружающей ситуации.
7. Усовершенствовать и визуализировать систему поощрений.
Таким образом, создание адаптивной
образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы и поможет ребятам
приспособиться к
социальным правилам, распорядку дня, сенсорным
раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий