Наши статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
Т.Б.Пивоварчик, Н.И.Гульцова, Н.Н.Лукашевич
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и 
реабилитации Ленинского района г.Минска» 

(статья размещена в сборнике V Международной научно-
практической конференции "Специальное образование: традиции и инновации")
  
В последние десятилетия в Республике Беларусь разрабатываются концептуальные основы и вариативные модели помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). В настоящее время  в общей образовательной  системе интегрированное обучение и воспитание заняло прочные позиции, что закреплено в основных нормативных документах, регулирующих деятельность  данной сферы, определены механизмы взаимодействия участников образовательного процесса [2,3,5].
Наблюдается стойкая тенденция увеличения количества учащихся с ОПФР, получающих образование в учреждениях общего среднего образования. По состоянию на 15.09.2014 г. количество таких детей составляет более 60% от общего числа детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования.
С ростом количества детей  увеличивается и количество педагогов учреждений общего среднего образования, не имеющих специальной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР, и осуществляющих образовательный процесс данной категории детей. Необходим более высокий уровень профессионального мышления, выражающийся в повышенных требованиях к профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с особенностями развития  [1]. 
Особо значимыми компетенциями, вытекающими из новых задач образования и специфических задач интегрированного обучения и воспитания, является психолого-педагогическая, праксиологическая, коммуникативная, эмоциональная и здоровьесберегающая компетенции [4].   
  Нами предпринята попытка изучения самооценки состояния сформированности  профессиональных компетенций по работе с учащимися с ОПФР у педагогов, не имеющих специального образования, и работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования Ленинского района г. Минска. В анкетировании приняли участие 54 педагога. Группа педагогов характеризуется наличием достаточного педагогического опыта (более 80% учителей имеют стаж работы более 5 лет) и высокими квалификационными категориями (63%  педагогов имеют высшую или первую категории). Однако  при этом у 65%  педагогов отсутствует стаж работы в классе интегрированного обучения и воспитания или составляет не более 1 года.
Анкета состояла из 30 вопросов, направленных на изучение самооценки педагогов по вопросу сформированности у них таких профессиональных компетенций по работе с учащимися с ОПФР как пихолого-педагогическая, коммуникативная, эмоционнальная и здоровьезберегающая.
Изучение самооценки сформированности психолого-педагогической компетенции педагогов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания,  показало, что 20% респондентов считают, что они ориентируются в учебных программах и учебных планах специального образования. Остальные педагоги (72%) испытывают трудности при одновременной реализации 2-3 программ обучения, понимают, что дети нуждаются в особой форме помощи, но не всегда знают, как ее оказать, 8%- переносят известные методики обучения в практику работы с детьми с нарушениями развития.
Около 10% учителей указали на то, что они выделяют типичные и индивидуальные особенности  детей с ОПФР, используют эти знания при выборе ведущих методов и приемов обучения; 54% педагогов имеют поверхностные знания, выделяют ведущее нарушение, но не его структуру, не рассматривают индивидуальные особенности в качестве причин трудностей в усвоении учебного материала. Остальные 36% анкетируемых не выделяют типичных и индивидуальных особенностей детей с ОПФР.
Ответы анкетируемых показали, что 58% педагогов понимают приоритет формирования практических умений у детей с ОПФР, оказывают помощь родителям в формировании практических способов деятельности у учащихся, 32% учителей не знают, что важнее для детей с ОПФР: давать теоретические знания или формировать практические умения.
Большинство  педагогов (89%) ответили, что осуществляют взаимодействие с законными представителями детей с ОПФР и со специалистами. Из них только у 29% учителей сформировано продуктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса. Не видят необходимости в помощи учителя-дефектолога и практически не взаимодействуют с родителями 11% респондентов.
Анализ ответов, направленных на выявление сформированности коммуникативной компетенции, выявил следующие результаты.  Более 98% педагогов устанавливают контакт с учащимися, имеющими особенности психофизического развития, но только 31% из них взаимодействуют с детьми данной категории с учетом их речевых и познавательных возможностей.
Организуют  взаимодействие в коллективе детей класса интегрированного обучения и воспитания 92% учителей-предметников, учителей начальных классов. Однако из них  29% педагогов считают, что недостаточно владеют специальными приемами  создания социально-педагогических ситуаций, в которых учащиеся с ОПФР практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, а их сверстники овладевают правилами взаимодействия с учащимися с особенностями развития.
Анализ самооценки состояния сформированности эмоциональной компетенции педагогов выявил следующие результаты. Около 39 % педагогов считают, что дети с ОПФР могут обучаться в учреждениях общего среднего образования, так как общение со сверстниками способствует  их социализации, 31% учителей считают возможной организацию интегрированного обучения и воспитания при условии, что дети социально адаптированы и не создают проблем в процессе обучения. Следует отметить, что 30%  педагогов считают, что  детям с ОПФР лучше обучаться в учреждениях специального образования.
Около 63% педагогов считают, что владеют приемами распознавания и предотвращения нежелательного эмоционального поведения учащихся с особенностями развития. В то же время 22% респондентов считают, что у них недостаточно знаний в области управления эмоциональным состоянием детей с ОПФР, 15% - отмечают, что вовсе не имеют таких знаний.
Учителя оценили свое состояние сформированности здоровьесберегающей компетенции  следующим образом. Около  66% педагогов осознают необходимость соблюдения режима труда и отдыха на уроке, находят время для проведения физминуток, 27% испытывают трудности при распределении времени на работу над учебным материалом, проведение физминуток и гимнастики для глаз в течение урока.
Создают особые условия, необходимые для осуществления учебной деятельности ребенка с различными нарушениями 45% педагогов, знают о необходимости создания адаптивной образовательной среды,  но испытывают трудности при ее организации для ребенка с ОПФР 21% учителей.
Таким образом, в результате проведенного анкетирования было выявлено следующее. Значительная часть педагогов выражает положительное отношение к интегрированному обучению, осознавая это как реальность современного этапа развития системы образования. Также у учителей учреждений общего среднего образования, не имеющих специального образования, недостаточно сформированы  профессиональные компетенции по работе с учащимися с ОПФР. В рамках каждой компетенций изучаемые ее составляющие сформированы также в разной степени. Наиболее сформированными у педагогов являются те компетенции, которые обеспечивают социальную интеграцию детей с ОПФР, и менее сформированными те компетенции, которые связаны с реализацией  содержания и методик их обучения. В ходе анкетирования выявлена достаточно большая группа педагогов,  которые понимают значимость работы и готовы повышать качество образовательного процесса детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. Оказание им методической помощи, повышение квалификации данной группы педагогов и будет способствовать формированию специальных компетенций педагогов по  работе с детьми данной категории.
Исходя из выше изложенного, можно констатировать следующее проблемы: увеличение количество педагогов учреждений общего  среднего образования, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания, и недостаточную сформированность профессиональных компетенций в работе с детьми с ОПФР.

С целью формирования  профессиональных  компетенций педагогов  будет предложен ряд мероприятий для учителей учреждений общего среднего образования Ленинского района г. Минска в рамках реализации  инновационного проекта «Внедрение модели формирования специальных профессиональных компетенций педагогических работников по работе с детьми с ОПФР посредством сетевого взаимодействия учреждений образования».

Список  литературных источников
1.Гладкая, В.В. Система специальных профессиональных компетенций  по работе с детьми с особенностями психофизического развития как необходимая составляющая профессиональных  компетенций современного педагога /В.В. Гладкая // Поддержка одаренности-развитие креативности: материалы международного конгресса, Витебск, 22- 27 сентября  2014г.: в 2 т./ Вит.гос.  ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.), О. Грауманн, М.Н. Певзнер.- Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014.-Том 1.- С.308-314.
2.Инструкция  о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания  и организации образовательного процесса в них :утв. М-вом образования Респ. Беларусь 25.07.2011. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.-11.11.2011.- № 8/24374.
Режим доступа: http://www.asabliva.by

3.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011.- 400с.
4.Коноплева А.Н.,  Лещинская Т.Л., Хруль О.С. Образовательная интеграция учащихся с особенностями психофизического развития и компетентность педагога / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, О.С. Хруль // Открытая школа: информационно - методический журнал № 4 (125) апрель 2013. Режим доступа:
http://www.open- school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_оbraz_125_1.htm.


5.Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях: утв. Министерством образования Республики Беларусь 06.08.09.Режим доступа:http//www.minedu.unibel.by

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ 
КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                                Т.Б.Пивоварчик, Н.И.Гульцова, Н.Н.Лукашевич
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и 
реабилитации Ленинского района г.Минска» 

(статья размещена в сборнике публикаций
Международной конференции "Инклюзивные процессы в образовании) 

В настоящее время после проведения организационных и структурных изменений в системе специального образования особое внимание уделяется его качеству. На обеспечение качества образовательного процесса влияет готовность педагогов учреждений общего среднего образования к работе с детьми с особенностями психофизического развития. Статья содержит описание опыта работы по формированию профессиональных компетенций педагогов по работе с детьми с особенностями психофизического развития в рамках реализации инновационного проекта.

Ключевые слова: дети с особенностями психофизического развития, профессиональные компетенции, инновационный проект, инклюзивное образовательное пространство.

Учреждение общего среднего образования на современном этапе – это учреждение, в стенах которого получают образование самые разнообразные категории детей, в том числе и дети с особенностями психофизического развития (ОПФР).В связи с тенденцией развития инклюзивного образования в Республике Беларусь увеличивается количество педагогов, участвующих в образовательном процессе детей с нарушениями развития.
Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования, подчинены задаче включения детей этой категории в образовательный процесс совместно с нормально развивающимися сверстниками с учетом специфики их развития. Эффективность реализации образовательного процесса напрямую зависит от готовности педагога к работе со всеми субъектами инклюзивного образовательного пространства. Педагог должен ориентироваться в вопросах содержания и методики обучения не только нормально развивающихся детей, но и детей с различными нарушениями развития, а также должен обладать способностью устанавливать позитивные взаимоотношения в коллективе детей и их родителей[1, с.4]. В работе с детьми с особенностями психофизического развития педагог должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, качествами и нравственными ценностями, иными словами, определенным уровнем компетентности, который позволит улучшить качество осуществляемого образовательного процесса, повысить уровень учебных достижений детей с нарушениями в развитии, а также более  эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
В нормативной правовой базе Республики Беларусь указывается на необходимость подготовки, повышения квалификации  и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования [6, с.7]. А также с целью непрерывного совершенствования профессиональных компетенций в области обучения и воспитания детей с ОПФР управленческих и педагогических кадров отмечается необходимость методического сопровождения их деятельности в межкурсовой период[6, с. 15].Особого внимания требует и проведение системной методической работы  с учителями-предметниками, работающими с детьми с особенностями психофизического развития [2, с.15].
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может стать организатором работы по формированию профессиональных компетенций педагогических работников, не имеющих специальной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР. В качестве примера можно привести опыт работы ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района.
В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования специальных профессиональных компетенций педагогических работников по работе с детьми с особенностями психофизического развития посредством сетевого взаимодействия учреждений образования» нами разрабатывается и проводится ряд мероприятий для педагогов, не имеющих специальной профессиональной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР. Цель данной работы – освоение педагогом позиции субъекта, реализующего образовательные программы специального образования.
Работа осуществляется по трем направлениям:
1)работа с администрацией учреждений общего среднего образования;
2)работа с педагогическими работниками, не имеющими специальной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР;
3) поиск наиболее эффективных форм формирования толерантного отношения к лицам с ОПФР.
При планировании данной работы мы опирались на результаты проведенного на диагностическом этапе реализации инновационного проекта анкетирования педагогов, не имеющих специальной профессиональной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР[6, с.64].
Целью первого направления работы стало повышение уровня владения вопросами специального образования администрацией учреждений общего среднего образования. Была организована работа районного методического объединения (РМО) заместителей директора учреждений общего среднего образования, курирующих работу классов интегрированного обучения и воспитания. Актуальным стало рассмотрение на заседаниях РМО следующих вопросов:
-  создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОПФР в учреждениях общего среднего образования;
- содержание учебных планов и учебных программ, по которым обучаются различные категории детей с ОПФР;
- контроль деятельности педагогов, работающих в условиях образовательной интеграции и др.
Одним из результатов работы в данном направлении стало принятие эффективных управленческих решений при организации образовательного процесса с детьми с ОПФР.
Второе направление предполагает формирование специальных профессиональных компетенций педагогических работников, не имеющих специальной подготовки в области обучения и воспитания детей с ОПФР. Проводилось анкетирование педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Результаты анкетирования показали не только низкий уровень готовности к работе с данной категорией учащихся, но и низкий уровень знания особенностей развития детей с ОПФР, а также учебных планов и учебных программ специального образования[6, с.64].Специалистами ЦКРОиР были запланированы различные методические мероприятия, направленныена углубление и расширение профессиональных компетенций в области обучения и воспитания детей с ОПФР. Данная работа осуществлялась учителями-дефектологами учреждений общего среднего образования Ленинского района. Среди них наиболее значимыми стали семинары:
- «Специфические закономерности развития детей с особенностями психофизического развития» с презентацией учебных планов и учебных программ, по которым обучаются различные категории детей с ОПФР;
- «Гиперактивный ребенок: кто он и что делать?». Выбор тематики данного семинара был обусловлен увеличением количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и возникающих в связи с этим затруднений в организации образовательного и воспитательного процесса в классах, учащимися которых являются дети данной категории.
В 2015/2016 учебном году специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации была организована работа постоянно действующего семинара для педагогов учреждений общего среднего образования, работающих с детьми с ОПФР и не имеющих специальной профессиональной подготовки. В рамках деятельности постоянно действующего семинара прошли методические практикумы, круглые столы, проблемные семинары, семинары-практикумы для педагогов-психологов, учителей начальных классов, классных руководителей. На заседаниях рассматривались вопросы сходства и различия учебных планов и учебных программ общего среднего образования и специального образования, типичных и индивидуальных особенностей детей с ОПФР, вопросы деятельности педагога-психолога и классного руководителя в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР и др.
Особо значимой стала организация сетевого взаимодействия учреждений образования – партнеров по реализации инновационного проекта. Сетевое взаимодействие дает возможность предоставлять информацию о своей деятельности и иметь информацию о деятельности других участников сети, что включает прямую и обратную связь между участниками взаимодействия и способствует профессиональному росту педагогов в области обучения и воспитания детей с ОПФР.
На начальном этапе сетевое взаимодействие учреждений образования в рамках реализации инновационного проекта осуществлялось посредством так называемой «очной формы»: это семинары, круглые столы, встречи по обмену опытом
Сетевое взаимодействие также предусматривает использование связей посредством сети интернет. Первоначально  внутри сети в основном мы пользовались возможностями электронной почты и информационными ресурсами сайтов учреждений образования. В 2015/2016 учебном году совместными усилиями создан блог «Районное методическое объединение» для участников реализации инновационного проекта в рамках сетевого взаимодействия. В 2016/2017 учебном году планируется пополнение блога методическими материалами по обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития и привлечение к использованию ресурсов блога педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания.
Мы считаем, что наиболее значимым по формированию инклюзивной готовности всех субъектов образовательного пространства станет поиск наиболее эффективных форм формирования толерантного отношения к лицам с ОПФР в рамках третьего направления работы. Наряду  с уже ставшими традиционными информационными кампаниями к Международному дню инвалидов и другим значимым датам, перспективным мы видим организацию мероприятий, направленных на включение в совместную деятельность детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации при этом может стать как инициатором, так и организатором мероприятий подобного рода. В 2016/2017 учебном году в учреждениях общего среднего образования предложено проведение благотворительной акции школьной инициативы по переработке старых вещей «Действуем сообща, чтобы изменить жизнь каждого». В ходе акции планируется оказание помощи в оборудовании кабинета трудового обучения для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на инвалидных колясках.Предполагается включение в благотворительную акцию всех учреждений общего среднего образования района. При этом включенность в проведение акции всех субъектов образовательного пространства предполагает достижение конкретной целидля каждой из категорий участников: для детей с ОПФР – создание мотивации для выполнения работы, для нормально развивающихся детей – оказание конкретной реальной помощи и осознание социальной значимости своей деятельности, для родителей детей с ОПФР – общение их детей со сверстниками, а для педагогов – раскрытие потенциальных возможностей детей с ОПФР и формирование психологической готовности к принятию их как равноправных членов общества.
На наш взгляд, формирование толерантного отношения зависит от реальной вовлеченности педагогов и учащихся учреждений образования в этот процесс. А осуществление работы по данным направлениям будет способствовать формированию полноценного инклюзивного образовательного пространства.

Список  литературы
1.Гладкая, В.В. Система специальных профессиональных компетенций  по работе с детьми с особенностями психофизического развития как необходимая составляющая профессиональных  компетенций современного педагога /В.В. Гладкая // Поддержка одаренности-развитие креативности: материалы международного конгресса, Витебск, 22- 27 сентября  2014г.: в 2 т./ Вит.гос.  ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.), О. Грауманн, М.Н. Певзнер.- Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014.-Том 1.- С.308-314.

2.Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году»: утв. Министерством образования Республики Беларусь 10.06.2016г.
Режим доступа: http://www.asabliva.by

3.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь, 2011.- 400с.

4.Коноплева А.Н.,  Лещинская Т.Л., Хруль О.С. Образовательная интеграция учащихся с особенностями психофизического развития и компетентность педагога / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, О.С. Хруль // Открытая школа: информационно - методический журнал № 4 (125) апрель 2013. Режим доступа:
http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_оbraz_125_1.htm.

5. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: утв. М-вом образованияРесп. Беларусь 22.07.2015 №608..
Режим доступа: http://www.asabliva.by

6.Пивоварчик Т.Б., Гульцова Н.И., Лукашевич Н.Н. Профессиональные компетенции учителей классов интегрированного обучения и воспитания / Т.Б.Пивоварчик, Н.И.Гульцова, Н.Н.Лукашевич // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – №6 . – С. 64-73.



Комментариев нет:

Отправить комментарий